Узелок на память


2 класс

Единый орфографический режим




1 класс


Буквы - это знаки для обозначения звуков. Буквы пишем и видим.
Звуки произносим и слышим.
Работа с лентой звуков и букв.
Всего 10  букв гласных звуков (красный фон)
6 гласных звуков  -  верхний ряд + звук И
Нет звуков я, ё, е, ю - это буквы!

Согласные звуки (синий фон) : 
верхний ряд - звонкие согласные звуки
нижний ряд - глухие согласные звуки
Н, М, Л, Р, Й - всегда только звонкие (сонорные)
Х, Ц. Ч. Щ - всегда только глухие
остальные звуки парные по звонкости - глухости

синий цвет букв - твёрдые согласные
зелёный цвет - мягкие согласные
если показано два цвета - это парные по твёрдости - мягкости
если один цвет - непарные по твёрдости - мягкости

Буквы мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают!

Правила деления на слоги. 
Правила переноса слов

Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). См. подробно: Как делать морфемный разбор слова?.

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
·         Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
·         В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
·         Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок  о-бо-док; страна  стра-на; ночник  но-чник; миниатюра  ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
·         Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
·         Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
·         Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
·         В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
·         В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
·         Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
·         При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
·          два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
·          два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
Правила переноса в русском языке

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно:
люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух
Правильно:
лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумныйбез-ответственный и бе-зответственныйраз-очарованный и ра-зочарованныйбез-аварийный и бе-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ыто переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.

Неправильно:
раз-ыскать
роз-ыгрыш
Правильно:
ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно:
под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он
Правильно:
подъ-езд
боль-шой
бу-льон

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно:
во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор
Правильно:
вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно:
а-кация акаци-я
Правильно:
ака-ция

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

Неправильно:
по-дбить
ра-змах
Правильно:
под-бить
раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно:
прис-лать
отс-транять
Правильно:
при-слать
от-странять

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Неправильно:
пятиг-раммовый
Правильно:
пяти-граммовый, пятиграм-мовый

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно:
жу-жжать
ма-сса
ко-нный
Правильно:
жуж-жать
мас-са
кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

Неправильно:
спе-цодежда
Правильно:
спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
·         многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
·         Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.


Источники:
Реклама партнеров:


Имя существительное       

  Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом.                 Различают   одушевленные им.сущ (кто?)   и  неодушевленные им.сущ (что?)                 Имена существительные бываютмужского рода – он, мой  женского рода – она, моя   среднего рода – оно, моё
         Имена существительные изменяются по числам и падежам.         Изменение имен существительных по падежам называется склонение.





Падежи имен существительных.


ПадежиВопросыПредлоги
ИменительныйКто? Что? 
РодительныйКого? Чего?От, до, из, без, у, для, около, в
ДательныйКому? Чему?К, по
ВинительныйКого? Что?В, на, за, про, через
ТворительныйКем? Чем?Под, над, за, перед, с, между
ПредложныйО ком? Очем?В, на, о, об, обо, при




        3 склонения имен существительных

      
1 –е склонение
2 –е склонение
3 –е склонение
М.р.    –а, - я
Ср.р.  -  о, - е
Ж.р. -    ь
Ж.р.    –а, - я
М.р  -

Дядя, скала, земля
Стекло, стол, руль
Степь, мышь
                


Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.


ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Пригласим мы в гости Гошу, симпатичного дракошу.
Он, конечно, должен знать, как существительные склонять.
Первое склонение вызвало сомнение?
Кого? Чего? Мы пишем -и ,
Падеж родительный смотри!
Кому? Чему? Здесь дательный:
-е пишем обязательно!
О ком? О чём? – предложный.
Здесь только –е возможно!
Во втором склонении
-е пишем без сомнения.
В третьем же склонении
-и ставь без промедления.






















Интерактивная таблица  "Склонение имен существительных"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d7f851b-bd0c-4f0e-9d79-ff6f86c7f242/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_07-AT%5D.swf


Морфологический разбор имени существительного

1. Имя существительное, обозначает предмет , отвечает на вопрос…
2. Начальная форма – И.п., ед.ч.
3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)
4. Непостоянные признаки (число, падеж)
5. Роль в предложении.

Образец разбора имени существительного

К осени скворцы собираются в шумные стаи.
К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.


ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ 


1.      Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.
2.      Гласные после шипящих. Сочетания чк-чн. жи-ши,ча-ща,чу-щу.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё два слова на это правило.  
  Например: машина, малыши, карандаши.
3.      Словарное слово.
       Выпиши слово, в котором была допущена ошибка,  правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Составь и запиши с данным словом предложение.
Запомни, как оно пишется: ребя́та Ребята играют в мяч.
4.      Большая буква в начале предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения..                                                      
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Поставь в конце предложения нужный знак.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
5.      Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.
     Делай так:  волна́во́лны
6.      Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
        Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.
    Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
7.      Большая буква в именах собственных.
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Таня, Саша, Андрей.
8.      Мягкий знак на конце и в середине слова.
    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: окунь, рысь, уголь; мальчик, школьник, коньки.
9.      Разделительный мягкий знак (ь).
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.  Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
10.   Двойные согласные в слове.
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:
группа, рассказ, коллектив
груп-па, рас-сказ, кол-лектив 
11.  Правописание непроизносимых согласных.     
      Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
      звёздный (звезда, звёздочка)
12.  Гласные и согласные в приставках.
       Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
       Например: полетели, побежали, подержали.    
13.   Правописание приставки со словом.
      Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
      Например: заехал, уехал, приехал, переехал.
14.  Правописание суффиксов.
    Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
    Запомни!!!        ед.ч.                                  мн.ч.
замоч             -      замоч        а
платоч   ЕК   -      платоч  К  а
ореш              -      ореш         а
измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е
лист            -    лист           и
ключ  ИК   -    ключ  ИК  и
сад              -    сад             и
15.  Правописание предлога со словом.
      Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

    к (какому?) берегу;    к (крутому) берегу    

16.  Разделительный твёрдый знак (ъ).
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление
17. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
       Луч, товарищ, шалаш (муж. род) Ночь, речь, печь   (жен. род)
 
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
18.   НЕ с глаголами.
      Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. не  был,  не  выучил,  не  знал

19.         Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.

Падежи
Вопросы
Предлоги
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл
м.р.
ж.р
м.р.
ср.р
ж.р.
Именит
кто? что?
---------
-----
Родит.
кого?
чего?
откуда?
где?
без, у, с, до
из, от, около, возле
Дател.
кому? чему?
куда? где?
к, по

Винит.
кого? что?
куда?
в, на, за, про
через
-----
Творит.
кем? чем? где?
за, над, с, под.
-ой
-ей
-ом
-ем
(ь) ю
Предлож
о ком?   о чём? где?
в, на, об


Контрольные слова
лиса
земля
конь
стол
степи

20.      Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
       Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. 
      Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.
Падежи
Муж.      и  Ср.род.
Жен. р.
Множ.число
Именит.
ый, ий,
ое, ее
ая, яя
ые, ие
Родит.
ого, его

ой, ей
ых, их
Дательн.
ому, ему

ой, ей
ым, им
Винит. 
ый, ий
ое, ее
ую, юю
ые, ие
Творит.
ым, им

ой/ою/,ей/ею
ымы, ими
Предолож
ом, ем

ой, ей
ых, их

21.          Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
    Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
22.      Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.
      Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
               (что делать?)  улыбаться
23.      Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
  Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)
         ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)

лицо
I спряжение
II спряжение

Ед.число
Мн.число
Ед.число
Мн. число
1-е
у (ю)
ем
у (ю)
им
2-е
ешь
ете
ишь
ите
3-е
ет
ут (ют)
ит
ат(ят)
Неопр. форма
Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить, зиждиться
Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
  1. поставить глагол в начальную форму.
  2. определить спряжение.
  3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.
  4. определить окончание данного глагола.

24.  Сложные слова.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. 
Например: пылесос, самолет, синеглазая.
25.   Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26.   Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если
в вопросе есть Ь.
Задай к глаголу вопрос. Запиши глагол правильно.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
(что делать?) пытаться, (что делает?) учится, (что делать?) беречь, стеречь.
27.  Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
                           
Знаки препинания при однородных членах
О, О
О и О
О, а О
О да (=и) О
О, но О
О, да (= но) О
О и О,и О,и О

28.   Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
29.   Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П».
30.   Перенос слова.
 Раздели слово на слоги для переноса:     Оси – на
31.   Разбор предложения по членам.
      Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:
       Утренняя роса покрывала траву.
        роса (какая?) утренняя
        покрывала (что?) траву

32.   Состав слова.
       Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:  поездка, походка
чтобы найти:
                         -окончание (измени число или форму)
                         -основа (часть слова без окончания)
                         -корень ( неизменяемая часть однокоренных слов)
                          -приставка (перед корнем)
                          -суффикс ( после корня)

27. Разбор предложения по частям речи.
      Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи
является каждое слово.
 предл.        сущ.               глаг.                 прил.         сущ.
    По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

    28. Звукобуквенный разбор.
      Выполни правильно, без ошибок.

1).Запиши слово, определи количество слогов, поставь ударение
2). Запиши букву, укажи звук, который она обозначает, дай характеристику звуку.  (гласный, ударный или бузударный
             согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или 
             непарный)
3).Запиши сколько в слове букв, звуков.



Как решать задачи



1. Прочитай задачу и представь себе то, о чём говорится в задаче.

2. Запиши задачу кратко или выполни чертёж.

3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала,  что потом.

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.



Как готовить домашнее задание по русскому языку


1. Работу начинай с работы над ошибками.

2. Повтори правила, которые забыл.

3. Выучи или повтори заданное правило.
4. Придумай свои примеры на заданное правило.
5. Прочитай задания упражнения.
6. Прочитай всё упражнение.
7. Устно выполни задание к нему.
8. Выполни упражнение письменно.
9. Проверь всю работу.

Как нужно готовить задание по окружающему миру

1. Вспомни, не открывая учебник, о чём узнал на прошлом уроке:
    - о чём рассказывал учитель;
    - какие ставили опыты;
    - какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Подготовься отвечать по теме урока - продумай план ответа;
    - расскажи заданное по этому плану;
    - старайся не просто рассказать, но доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей    жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
    - сделай выводы;
    - открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
4. Выполни задания учебника.
5. Выполни творческое задание по теме (если оно есть).
Как выучить стихотворение за  2 дня

Первый день.
1. Прочитайте стихотворение про себя.
2. Выясните непонятные слова и обороты.
3. Ещё несколько раз прочитайте стихотворение про себя.
4. Прочитай стихотворение вслух.
5. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
 Второй день.
1. Прочитайте стихотворение про себя.
2. Прочитай стихотворение громко и выразительно.
3. Расскажи по памяти, перед сном расскажи ещё раз.
4. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
Как выучить большое стихотворение

1. Раздели стихотворения на четверостишия или на смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.


Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, непременного его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрирую книжные реликвии своей семьи.
Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Родители, помните, самое ГЛАВНОЕ:

1. Не длительность, а частота (читать не 1,5 часа в день, а по 10-15 минут несколько раз в день с пересказом).

2. Чтение перед сном родителями и самостоятельно.

Нахождение предложения по данному началу или по концу.

3. Режим щадящего чтения (2-3 строчки прочитал, отдохнул, как диафильм: прочитал текст, посмотрел картинку и далее).

Памятка для родителей

1. Помните, чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.
5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

Памятки для учеников


Памятка № 1. Правила чтения для учащихся.

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15 минут в день.

2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасным.

4. Читай вслух, не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого.

5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя для этого физминутки.

6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.

9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

10. Если тебе встретились интересные факты в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.
Памятка №2. Учусь выразительно читать.

1. Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.

2. Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.

3. Обращаю внимание на ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, которые помогут мне «исполнить» ПАУЗЫ, необходимые при чтении.

4. Правильно исполняю «ГОЛОСОМ» знаки препинания.

5. Отыскиваю наиболее важные («ЦЕННЫЕ») по смыслу СЛОВА, СОЧЕТАНИЯ и выделяю усилением голоса – логическим ударением.

6. Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.

7. Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.

Памятка №3. Учись правильно работать с книгой.
I. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения.
II. Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится не два этапа:
1) прочитай (рассказ, статью, стихотворение);
2) разбери произведение; а) определи основную мысль произведения;
б) определи отдельные детали содержания в их смысловое значение;
в) чтение повтори.
III. Умей установить последовательность действий в рассказе.
IV. Внеклассное чтение: в) умей записать данные о книге с титульного листа; б) веди дневник прочитанных книг; в) пользуйся рекомендательным списком учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий